Музыкотерапия

Музыкотерапия в детском саду и дома

      Музыкотерапия — одно из перспективных направлений в жизни дошкольного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

  • звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;
  • духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;
  • музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью;
  • струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;
  • вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого другого человека, кому необходима коммуникабельность.

      Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Замедлив темп музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным.    На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

      В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности  и  даже настроения детей:

  • утром рекомендуется включать солнечную, мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;
  • для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;
  • пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

                      СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,
        РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ

Музыка для свободной деятельности детей:


Бах И. «Прелюдия до мажор», «Шутка» 
Брамс И. «Вальс» 
Вивальди А. «Времена года» 
Кабалевский Д. «Клоуны»
Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо» 
Мусоргский М. «Картинки с выставки» 
Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета) 


Музыка для пробуждения после дневного сна:


Боккерини Л.»Менуэт» 
Григ Э. «Утро» 
Мендельсон Ф. «Песня без слов» 
Моцарт В. «Соната»
Сенс-санс К. «Аквариум» 
Чайковский П.И. «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»

Музыка для релаксации:


Альбиони Т. «Адажио» 
Бетховен Л. «Лунная соната» 
Глюк К. «Мелодия» 
Григ Э. «Песня Сольвейг» 
Дебюсси К. «Лунный свет» 
Римский-Корсаков Н. «Море» 
Сен-Санс К. «Лебедь» 
Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»